Календарные планы, являющиеся составной частью ПОС. и ППР, служат основой для планирования строительства порта в целом и его отдельных объектов (причалов).
Сводный календарный план строительства в составе ПОС определяет общую продолжительность строительства, сроки начала и ввода в действие отдельных объектов. Планом устанавливается потребность во времени, в материалах, деталях, конструкциях, строительных машинах и оборудовании, транспортных средствах, поставке и монтаже технологического оборудования, строительных кадрах и технической документации.
Календарный план строительства отдельного объекта, входящий в состав ППР, устанавливает последовательность, продолжительность и сроки окончания работ на рассматриваемом объекте.
Календарный план работ на отдельном причале составляется по рабочим чертежам в следующей последовательности: устанавливается очередь строительно-монтажных работ в технологической, последовательности возведения причала; определяются объемы отдельных работ; подсчитывается необходимое для возведения причала количество основных материалов, деталей, конструкций и полуфабрикатов; разрабатываются различные варианты методов работ на причале и выбирается наилучший; по соответствующим нормативам подсчитывается трудоемкость работ по графику, а также необходимое число машино-смен; устанавливаются технологическая последовательность и сроки выполнения строительно-монтажных работ и монтажа технологического оборудования, составляется календарный график работ по строительству причала; проверяется возможность выполнения графика путем применения поточных методов строительства (при практической возможности график соответственно корректируется); составляются графики использования рабочих, основных машин, механизмов и плавучих средств, а также доставки и расхода основных материалов, сборных конструкций, изделий и полуфабрикатов.
В графике должна быть заложена следующая сменность работ: дноуглубительных и рефулерных — три смены; подводнотехнических (в зависимости от времени года, качества подводного освещения и условий работы) — одна-две смены; по устройству каменных и щебеночных подводных отсыпей с освещением необходимого участка акватории и территории, а также установкой светящихся разбивочных буев в темное время суток — две-три смены; надводных строительно-монтажных — две-три смены. Продолжительность каждой работы по графику определяется следующим образом.
Для механизированных работ
где Q — затраты механизмов, машино-смены; n — число ведущих механизмов, шт.; m — число смен работы механизма в сутки; k — коэффициент возможности ведения работ.
Для ручных работ
где Q1 — затраты ручного труда, чел.-дни; n1 — число рабочих в смене, чел.; m1 — число смен в сутки.
Число рабочих Nмех в смену для выполнения механизированного процесса определяют по формуле
где Q2 — затраты труда на весь объем, чел.-смены; n2 — продолжительность работы, сут; m2 — число смен в сутки.
В календарный план работ не включают работы, выполняемые за пределами объекта строительства; изготовление сборных железобетонных и бетонных элементов, опалубки, арматуры, приготовление бетонной смеси и т. п. Включают только основные работы и работы, обеспечивающие выпуск конечной продукции. Например, установка опалубочных щитов, армирование и бетонирование шапочного бруса металлического больверка объединяют в одну работу — изготовление железобетонного шапочного бруса. При этом трудоемкость и затраты машино-смен отдельных процессов суммируют.
График движения рабочих составляют на основании календарного плана производства работ. Он отражает изменения требующегося для работы на объекте числа рабочих (как общего, гак и по отдельным профессиям) во времени.
Оптимальной является форма графика с равномерным увеличением числа рабочих, начиная с развертывания строительства до «пика», и постепенным его уменьшением к завершению строительства. При этом подразумевается, что строительная организация ведет строительство нескольких объектов и освобождающихся на рассматриваемом объекте рабочих переводят ка другой объект.
График движения рабочих оценивается коэффициентом неравномерности изменения их числа:
где Nмакс, Nср — соответственно максимальное и среднее число рабочих на объекте.
Среднее число рабочих определяют по формуле
где Qо — общая трудоемкость работ на объекте; Т — время строительства объекта.
График движения основных механизмов и плавучих технических средств показывает степень их использования для сооружения объекта. Если загрузка механизмов и плавсредств технического флота недостаточна, то календарный план пересматривают в сторону обеспечения их полной загрузки.
График движения (расхода и завоза) основных строительных материалов, изделий и полуфабрикатов составляют на основе календарного плана производства работ. В графике установлены сроки их доставки на строительную площадку. По этому же графику рассчитывают необходимые для доставки транспортные средства.
Примерами календарного плана с графиками движения рабочей силы, машин и материалов для строительства являются табл. 1—4.
Показатель средней выработки одного рабочего на строительстве причала в рублях на человеко-день определяют по выражению
где kсм — сметная стоимость причала, руб.; Т — суммарная трудоемкость сооружения причала, чел.-дни.