Технические изыскания изыскательских подразделений институтов, проектирующих причальные сооружения, включают топографические, геодезические, инженерно-геологические, гидрологические и другие работы. Но только геодезические работы имеют свое продолжение и развитие на строительстве. Точность выполнения геодезических работ зависит от наличия надежной геодезической плановой и высотной основы, выполненной при изыскательских работах. Четкость, аккуратность, контроль геодезических работ, которые выполняет хорошо подготовленный технический персонал, имеют решающее значение для качественного строительства причалов.
До начала строительства заказчик по акту передает строительной организации генеральный разбивочный план причальной линии или отдельного причала с нанесенными пунктами плановой и высотной опорной сети — базисными, магистральными и осевыми линиями сооружений с координатами их начала и конца, а также координатами высотных реперов.

При большом объеме сложных разбивок в акте передачи участвует представитель проектной организации. На плане показывают также углы направлений осевых линий относительно базисных и магистральных линий. Все знаки, закрепляющие базисные, магистральные, осевые линии и репера, передают строителям в натуре.


Строительная организация выполняет своими силами: разбивку и закрепление основных линий возводимого причала (кордона, осей свайных рядов и т. п.), при необходимости дополнительное закрепление осевых линий; разбивку и закрепление осевых линий отдельных конструкций причалов; привязку, вынос и установку дополнительных реперов; установку с привязкой к реперам водомерных реек и мареографов; наблюдение за колебаниями горизонта воды; геодезический контроль во время строительства; наблюдения за деформациями причальных конструкций в процессе их возведения; разбивку временных зданий, сооружений, дорог и других коммуникаций; натурные съемки для получения исполнительной документации.

Разбивку и закрепление базисных, магистральных, основных створных линий и реперов производят на берегу в надежных местах, которые не могут деформироваться вследствие воздействия природных явлений и не будут затрагиваться при возведении зданий и сооружений. Береговая разбивка основных линий причалов должна закрепляться с каждого конца не менее чем в двух точках. При закреплении основной линии пирса с одного конца она закрепляется не менее чем в трех точках. Длина створа на берегу между крайними точками закрепления должна быть не менее половины длины сооружаемого причала. В качестве основных линий при разбивке набережных принимают их линии кордонов, при разбивке пирсов — продольные осевые линии, разбивке причалов островного типа — продольные и поперечные оси.


Рис. 16. Схемы разбивки причальных сооружений
Рис. 16. Схемы разбивки причальных сооружений
Базисные, магистральные, основные линии и реперы закрепляют на местности столбами из стальных труб со штырями. Закрепление линий вспомогательных разбивок причальных сооружений зависит от вида причала и выполняемых на нем работ.

Пример разбивки осей пирса на местности приведен на рис. 16, а. От базисной линии /—II путем триангуляции устанавливают и закрепляют дополнительную осевую точку III. Разбивку точек 1—4 пирса ведут методом засечек при помощи двух теодолитов, устанавливаемых в точках I, III, II. При этом угол я следует брать не менее 30°. Разбивочные точки 1—4 вначале фиксируют буйками, а затем — на возведенных конструкциях. Для контроля точек во время строительства и особенно после штормов следует устанавливать теодолиты в специальных будках на все время строительства. Если пирс сооружают в закрытой акватории или естественной бухте, то осевой створ закрепляют как на берегу, так и на молу или на противоположном берегу бухты.

Разбивку причальных набережных (рис. 16, б) вдоль уреза ведут от магистральной линии, проложенной на берегу, с выносом точек кордона причала теодолитом с дальномерной насадкой и промером лентой с промерных мостиков расстояний I—0; II—1; III—2 и т. д.

Разбивочные работы заносят в специальный геодезический журнал и оформляют актами, утверждаемыми главным инженером строительной организации. Принятые от заказчика и установленные строителями разбивочные знаки передают заказчику при сдаче причала в эксплуатацию.