Технический флот строителей состоит из:

  • плавучих транспортных средств для перевозок по воде строительных материалов, сборных элементов, укрупненных конструкций — барж, шаланд, понтонов, плашкоутов, буксиров, катеров, мотолодок;
  • собственно технического флота для дноуглубительных и рефулерных работ — земснарядов, землесосов, грунтоотвозных шаланд и шаландоразгружателей, буксиров, судов для доставки и хранения топлива, водолеев, брандвахт, плавмастерских и др.;
  • плавучих строительных механизмов и оборудования для выполнения строительно-монтажных и подводно-технических работ — кранов, массивоукладчиков, самоподнимающихся платформ, копров, бетонных заводов, виброуплотнителей подводных оснований, буровых установок, кондукторов, электростанций, водолазных судов и др.
Плавсредства технического флота в зависимости от мореходных качеств, размеров, дозволенного района плавания и мощности главных двигателей используют на акваториях портов и внутренних рейдах, на внешних рейдах и в открытом море.


Плавучие транспортные средства делят на несамоходные, буксируемые на тросах, а на реках также методом толкания, и самоходные — баржи и шаланды с дизельными двигателями (обычно установленными с кормовой оконечности), буксиры и буксирные катера.

Основой собственно технического флота являются различные типы дноуглубительных снарядов, которые по назначению или условиям плавания делятся на морские, озерные и речные. Они различаются степенью остойчивости, прочностью корпуса, величиной осадки, глубиной черпания, а также, в зависимости от условий работы, бывают самоходными и несамоходными.

Рис. 11. Плавучие краны
Рис. 11. Плавучие краны
По способу извлечения грунта дноуглубительные снаряды делятся на одно- и миогочерпаковые, землесосные и комбинированные. Одночерпаковые дноуглубительные снаряды могут быть типа плавучего крана, оснащенного рабочим органом в виде двух- или многочелюстного грейфера, или штангового типа с одноковшовой экскаваторной лопатой при жесткой связи ковша со стрелой. Миогочерпаковые снаряды относятся к механизмам непрерывного действия. Извлечение и подъем грунта осуществляются множеством черпаков, прикрепленных к движущейся бесконечной цепи. Применяют эти снаряды при тяжелых грунтах и для придания котловану правильной формы. Землесосные снаряды через насадки всасывающих труб совместно со струей воды засасывают при помощи грунтовых насосов частицы грунта и гонят полученную смесь (пульпу) в пульпопровод. Во время работы землесоса насадка всасывающей трубы находится ниже поверхности дна водоема. При разработке глинистых грунтов всасывающую трубу оснащают фрезой с ножом для механического рыхления всасываемого грунта.

Основной единицей плавучих строительных механизмов и оборудования является плавучий кран. Плавкраны, используемые для строительства причалов, могут быть условно отнесены к кранам малой грузоподъемности (до 15—25 т), средней (25—100 т), большой (свыше 100 т) и уникальной. Краны могут быть неповоротными и поворотными. Во время работы понтон неповоротного крана разворачивают на швартовах, а у поворотного верхнее строение вращается вокруг вертикальной оси. Плавкраны для работы в морских условиях, как правило, самоходные, в речных — несамоходные, перемещаемые буксирными судами. Есть краны, имеющие на понтоне грузовую площадку, некоторые краны брать на понтон груз не могут. На рис. 11 приведены схемы некоторых наиболее распространенных плавучих кранов различной грузоподъемности.

Рис. 12. Плавучие копры
Рис. 12. Плавучие копры
Плавучие копры используют для погружения свай различного сечения и из разных материалов, а также шпунтовых металлических свай. При необходимости с помощью копров выполняют работу по выдергиванию забитых свай и шпунта, а также используют в качестве плавкранов. В настоящее время при строительстве причалов широко применяют плавкопры: маятниковый ПМК (рис. 12, а) комбинированный КСПК, «Ниленс» (рис 12, б), «Юбигау» (рис. 12, в). У копра «Юбигау» конструкция собственно копра, механизмы и котел расположены на полноповоротной платформе. Копер имеет насосную установку для погружения свай с подмывом. Фермы мачты могут наклоняться под углом 1:10 за борт и 1:3 в сторону диаметральной плоскости понтона, а следовательно, под такими же углами могут быть погружены сваи.

Плавучие бетонные заводы используют для приготовления бетонной смеси и укладки ее в несвязанные с берегом сооружения или связанные с берегом конструкции, по которым нельзя транспортировать бетонную смесь. При строительстве островных причалов мостового и эстакадного типов с отдельно стоящими опорами, а также при необходимости заполнения внутренних полостей оболочек большого диаметра и массивов-гигантов целесообразно применять плавучие бетонные заводы. При этом приготовленная на них бетонная смесь, минуя длительные пути транспортировки (доставка по берегу к причалу, перегрузка в плавсредства, доставка к месту укладки), может непосредственно подаваться в блок бетонирования. Это обстоятельство позволяет достичь значительного ускорения подачи бетонной смеси к месту укладки, что важно, например, при подводном бетонировании. В настоящее время, при необходимости, монтируют заводы на подручных плавучих средствах с показателями, удовлетворяющими нужды данного конкретного строительства причалов.

Рис. 13. Планировщики каменных постелей
Рис. 13. Планировщики каменных постелей
Подводные планировщики применяют для механического ров-нения под водой каменных постелей оснований причалов. В отечественной практике для этих целей применяют планировщики трестов «Новороссийскморстрой» (рис. 13, а) и «Балтморгидрострой» (рис. 13,6). При работе планировщика «Новороссийскморстрой» его нож опускается на поверхность ранее отсыпанной каменной постели, а понтон перемещается швартовными лебедками вдоль створа сооружения. Для ровнения постели планировщиком «Балтморгидрострой» его подводная часть опускается на предварительно выровненную водолазами базисную площадку. Затем на площадку через бункер досыпают камень и пускают в действие отвальный нож, перемещающийся по направляющим стрелы. Ровнение постели производится радиальными перемещениями стрелы и возвратно-поступательными движениями отвала.

Рис. 14. Виброуплотнительная установка
Рис. 14. Виброуплотнительная установка
Виброуплотнительная установка каменных постелей (рис. 14), предложенная автором совместно с инж. Л. С. Раснецовым и канд. техн. наук К. Д. Ладыченко и примененная в Новороссийском порту, имела рабочий орган в виде металлической колонны с башмаком в нижней части и электровибратором — в верхней.

Рис. 15. Плавучие кондукторы для погружения свай-оболочек
Рис. 15. Плавучие кондукторы для погружения свай-оболочек
Плавучие кондукторы служат для обеспечения точности погружения на воде свай-оболочек, шпунта и свай. Конструкция кондуктора зависит от назначения причалов, конфигурации свайного поля и т. д. Плавучий кондуктор треста «Новороссийскморстрой» (рис. 15, а) для погружения свай-оболочек диаметром 1,6 м в трехрядную эстакаду закрепляют при первоначальной стоянке на четыре ранее погруженных оболочки, а затем с каждой стоянки кондуктора поочередно погружают по три оболочки (две носовых и одну кормовую). Кондуктор треста «Балтморгидрострой» (рис. 15,6) закрепляют на четыре ранее погруженных сваи-оболочки поперечного ряда эстакады. Через остальные восемь захватов погружают следующие оболочки. Далее кондуктор выводят через торцевую часть секции причала для установки на новую захватку.

Водолазные суда предназначены для производства и обеспечения водолазных работ на портовых акваториях и в прибрежных районах моря. Существует унифицированный водолазный металлический бот «Фламинго» для выполнения морских водолазных работ на глубине до 45 м на внешних и внутренних рейдах. Рейдовый стальной водолазный бот предназначен для работы на реках, водохранилищах, открытых рейдах и в прибрежных районах при волнении моря до 2 баллов.