Кровля из волнистых асбестоцементных листов

Волнистые листы по своему размеру в 5 раз больше плоских; размеры их—1200X680 мм, толщина — 5,5 мм, масса — 8,5 кг. К волнистым листам дополнительно изготовляют детали в виде уголков (типа У-120 и У-90), лотков и коньковых элементов КПО-1 и КПО-2.

Уголками отделывают трубы, покрывают ендовы или разже лобки; лотками покрывают ендовы. Коньковые элементы исполь зуют для покрытия верха крыш.

При укладке волнистых листов уменьшается (по сравнению с плоскими) количество стыков, что придает кровле большую во донепроницаемость; волны придают листам большую жесткость, повышают сопротивление изгибу.


Рис. 167. Материалы для покрытия кровли волнистыми листами

Наружная (лицевая) сторона листов и деталей всегда гладкая (рис. 167).

Каждую сторону листа и детали обязательно крепят тремя-че-тырьмя гвоздями (шурупами) длиной от 70 до 90 мм, для кото рых предварительно в гребнях волн сверлят отверстия на 2—3 мм больше, чем диаметр гвоздей (шурупов с полукруглыми голов ками).

Уклон кровли для волнистых листов колеблется от 25 до 45°; чем круче скат, тем ниже водопроницаемость крыши, однако ма териалов на крутой скат уходит больше. Настил делают из досок нужной толщины или брусков сечением не менее 60X60 мм, ко торые располагают один от другого на расстоянии 530 мм. Для карниза брусок берут сечением 66 мм, для конька — сечением 70X90 мм.

Укладывают листы горизонтальными рядами, причем так, что бы их кромки перекрывались на величину волны (в крайнем слу чае полуволны).

При уклоне кровли до 30° каждый вышележащий ряд должен напускаться на нижележащий на 120—140 мм, а при более крутом уклоне — на 100—120 мм.

Свесы карнизов можно делать или сразу из волнистых ли стов, или оборудуя предварительно желоб из оцинкованной (можно из покрашенной с обеих сторон черной) кровельной стали. На карнизный свес из кровельной стали первый волокнистый лист укладывают с напуском не менее 100 мм.


Рис. 168. Способы крепления листов:

1, 4 — бруски; 2— скоба; 3, 6 — лист; 5 — гвоздь; 7 — свес фрон тона

Листы на свесе карни зов крепят двумя сталь ными оцинкованными противоветровыми скоба ми, которые должны на ходиться точно против верхнего гребня волны.

Ходовые мостики кре пят скобами толщиной 6 и шириной 40 мм. При креплении листов под шляпки гвоздей (шурупов) подклады-вают по две круглые или квадратные шайбы диаметром 25—30 мм. Шайбы, соприкасающиеся со шляпкой гвоздя (шурупа), должны быть из оцинкованной кровельной стали, а соприкасающиеся с ли стом—из резины или двух-трех слоев толя (рубероида).

Обрешетка и крепление к ней волнистых листов показаны на рисунке 168.

Листы можно укладывать вразбежку, когда их продольные кромки находятся в разных местах, или с совмещением кромок по всей длине. Последнее покрытие из асбестоцементных листов считается более красивым.

Покрытие вразбежку выполняют так. Карнизный свес из кро вельной стали не делают. Листы же кладут в следующей после довательности. К свесу опалубки или карнизному бруску обрешет ки прибивают уравнительные рейки или подкладки толщиной 6 мм и шириной от 25 до 50 мм (можно прибить и доску, но так, чтобы она была на 6 мм выше уложенной обрешетки). За тем на расстоянии 70 мм от бруска свеса туго натягивают шнур или прибивают доску, позволяющие строго по прямой уложить первые листы. Уложенный по шнуру (доске) первый лист с напу ском за обрешетку фронтона на одну волну крепят гвоздями или шурупами. Делают это так. На гребне второй волны у нижнего края листа сверлят отверстие, на гвоздь (шуруп) надевают шай бу из кровельной стали, а затем из резины (толя, рубероида), покрытую с двух сторон густотертой масляной краской или жид кой замазкой на натуральной олифе. В отверстие гвоздь забива ют (шуруп завертывают) до тех пор, пока из-под шайбы не вы ступит излишек краски или замазки. Краску (замазку) пригла живают, обмазывая при этом шляпку гвоздя и стальную шайбу. Точно так же крепят лист и в других точках. Вбитые гвозди и шайбы закрашивают масляной краской одинакового с листами цвета.

Уложив по спуску первый ряд листов, приступают к укладке второго, затем третьего и т. д.


Рис. 169. Подготовка волнистых лис тов к покрытию ими кровли:

а — срезание углов у листов; б — порядок укладки листов без срезанных углов; в — подготовка и укладка листов со срезанны ми углами; г — порядок укладки листов со срезанными углами (цифры показывают но мера листов)

Покрытие с совмещением продольных кромок требует обяза тельной подготовки листов, заключающейся в срезке углов (рис. 169).

Порядок покрытия следующий. К свесу обрешетки прибивают уравнительную рейку толщиной 6 мм и шириной от 25 до 50 мм. Как и при покрытии вразбежку, в 700 мм от бруска натягивают шнур или прибивают доску. Затем определяют, с какой стороны будет вестись укладка листов: слева направо или наоборот. В пер вом случае у листов срезают левые углы, во втором — правые.

В зависимости от величины нахлестки листов определяют и размеры срезаемых углов. Обычно их срезают по длине листа на 120—140 мм, а по ширине — на 103 мм, используя ножовку с мел кими зубьями (рис. 169,а).

Листы можно укладывать и без срезки углов, но тогда между ними останется большой зазор, т. е. не будет плотной нахлестки (рис. 169,6). Это серьезный недостаток, поскольку в такие зазо ры при ветреной снеговой погоде будет забиваться много снега, при таянии которого вода может попасть на чердак. Стыковые швы при больших зазорах нужно обязательно замазывать раствором или мастикой.

Кроме того, в местах стыкования необрезанных кромок обра зуется довольно большое утолщение (в пределах 22 мм). Одно временно кромки листа 4 (см. рис. 169,6) неплотно накроют лист 2 и лист 3, в результате этот лист будет на 16 мм, как бы висеть над обрешеткой. При большой снеговой или какой другой на грузке лист 4 может лопнуть.

Рассмотрим конкретный пример укладки листов с совмеще нием продольных кромок. Необходимо покрыть скат крыши в три ряда по четыре листа в каждом; направление кладки — слева на право. Для работы необходимо 12 пронумерованных листов. У двух листов 1 не срезают углы, у четырех листов 2 срезают верхние левые углы; у четырех листов 3 срезают нижние правые углы; у двух оставшихся листов 4 срезают по два противополож ных угла: вверху — левый, внизу — правый (рис. 169, в).

Подготовленные листы укладывают в следующей последова тельности. Точно по шнуру кладут лист, помеченный цифрой /, и прибивают его с левой стороны. Затем на него последовательно укладывают листы, помеченные цифрой 2. Эти листы должны пе рекрывать кромку нижележащего листа всем срезанным углом.

Уложив первый ряд, приступают ко второму. В первую оче редь кладут лист, помеченный цифрой 3, затем—два листа, по меченные цифрой 4, и один лист, помеченный цифрой 2. Уложив и укрепив листы второго ряда, приступают к третьему: сначала кла дут три листа, помеченных цифрой 3, затем лист, помеченный цифрой /.

Укладывая второй, третий и последующие ряды, надо помнить, что их срезанные углы не должны примыкать своими кромками вплотную друг к другу, а иметь зазор 3—4 мм, необходимый на случай температурного расширения.

Покрытие справа налево ведут точно так же, только углы сре зают с противоположной стороны листов.

Обделка труб — ответственная операция. При устройстве во круг трубы воротника с трех ее сторон (боковых и нижних) кла дут уголки У-120, а сверху — уголок У-90 (рис. 170). Прежде все го с лицевой стороны трубы (если смотреть снизу ската) уклады вают передний уголок У-120. При этом с боковых его сторон обя зательно срезают верхние изогнутые части, причем так, чтобы бо ковые уголки У-120 плотно примыкали к переднему. Закрепив передний уголок, укладывают боковые, у которых также срезают верхние части, оставляя нижние длиной не менее 150 мм.

Затрубный уголок (У-90) ставят и крепят в самую последнюю очередь, причем так, чтобы он перекрыл ранее уложенные.

Указанный воротник можно делать из двух половинок — как при покрытии плоскими плитками.

Покрытие разжелобка нужно выполнять, используя лотки и с особой тщательностью, поскольку это самое капризное в смысле водонепроницаемости место. Прежде всего под разжелобок дела ют сплошную обрешетку. При укладке первого лотка, начиная снизу вверх, его нижнюю кромку подрезают по контуру карниз ного свеса (у последнего к коньку лотка приходится делать то же самое). Для крепления лотков в каждой их кромке сверлят по три отверстия, расположенных так, чтобы они закрывались листами.


Рис. 170. Устройство воротника вокруг дымовой трубы из уголко вых элементов
Рис. 171. Покрытие слухового окна:
1 — передний уголок У-120, 2—боко вой уголок У-120; 3 — скобы сечением 2X30 мм; 4 — шурупы 5X70 мм
Рис. 172. Покрытие конька:
1 — коньковый брус; 2 — скобы; 3 — толь; 4 — скоба

Около разжелобков волнистые листы кладут сначала без крепления, намеленным шнуром отбивают линии обреза ли стов с таким расчетом, что бы их кромки перекрывали кромки уложенных лотков не менее чем на 150 мм. Обрезанные листы крепят к обрешетке.

Если нет заводских лот ков, можно применять кро вельную (лучше оцинко ванную сталь). Однако и ее кромки должны пере крываться листами на ука занную выше величину.

Покрытие слуховых окон можно выполнять волни стыми асбестоцементными листами или кровельной оцинкованной сталью. Бо ковые и передние стороны окна кроют уголками У-120, обрезая и укрепляя их так, как было сказано выше. Гладкие боковые стороны слуховых окон покрывают или плоскими плитками, или кровельной сталью (рис. 171).

Покрытие конька (рис. 172) выполняют в такой последовательности. Преж де всего к коньку крепят брусок сечением 70X90 мм, а к последнему — стальные (сечением 60X40 мм) ско бы для крепления ходовых

мостиков. Скобы располагают на расстоянии 2 м друг от друга и крепят гвоздями длиной 90—100 мм, причем так, чтобы они не вышли на лицевую сторону бруска и не ослабили крепления скоб. К первому бруску прибивают так называемый коньковый бру сок сечением 60X100 мм с закругленной верхней гранью, необхо димой для более плотного прилегания коньковых элементов. Свер ху этот брусок по всей длине покрывают полосками толя или ру бероида (можно в два слоя) и кладут на него коньковые элемен ты кпо.

Сначала укладывают коньковый элемент КПО-1, причем так, чтобы его широкий раструб был направлен в сторону фронтона. На другую сторону элемента кладут коньковый элемент КПО-2, перекрывая первый на 100 мм. Размечают отверстия для крепле ния элементов к бруску, для чего через оба конца по продольной оси выпуклой части элемента сверлят по два отверстия. По два отверстия сверлят и на плоском отвороте каждого уложенного конька; эти отверстия должны проходить через гребни волн уло женных листов основного покрытия. Крепят элементы гвоздями (шурупами) с двумя шайбами (одна из кровельной стали, дру гая мягкая). Шайбы предварительно намазывают жидкой замаз кой или густотертой краской-. Зазоры между листами замазывают цементным раствором состава 1:3, добавляя в него рубленую пеньку, паклю, очесы и т. п.